Армия должна была выступить на рассвете. Все было решено. Повозки с продовольствием загружены пересчитаны квартирмейстерами, легаты каждого легиона уже обратились К командирам своих когорт, и каждый центурион получил приказ. Декурионы проследили за последней раздачей кислого вина и осмотрели доспехи и оружие каждого из своих людей, а поеживающиеся от предрассветной прохлады кавалеристы стояли рядом с лошадьми. Но они ждали не только восхода солнца. Римская армия никогда не начинала похода, заручившись поддержкой лишь дневного светила. Прежде всего следовало знать волю богов. Найти знак и понять его значение мог один из тех, кто обладал таинственными знаниями. И сейчас перед построенными для похода войсками этот ритуал достигал своей кульминации. Пылали и чадили факелы, отбрасывая мрачный отсвет на позолоченные крылья эмблем легионов - орлов, шлемы и панцири их предводителей. Гаруспик начал свою работу. Из темноты, окружавшей ярко освещенный факелами круг, слуги принесли овцу. Животное в страхе блеяло, но Гаруспик умело ударил ее, и она замерла. Это было очень важно: жертва, принесенная помимо ее желания, не позволит познать откровения богов. Гаруспик сунул руку в свои одежды. Стоявшие в ожидании солдаты едва успели заметить блеск ножа, мелькнувшего у горла животного. Овца со вздохом рухнула, и гаруспик опустился возле нее на колени. Снова блеснул нож. Все тело животного напряглось и вздрогнуло. Теперь люди, державшие факелы, придвинулись к предсказателю, замкнув его в желтом круге света. Не произнося ни слова, он погрузил руки по локоть в рассеченный живот животного. Какое-то время его пальцы что-то там искали. Затем он резко их вытащил. Клубок внутренностей выскользнул на землю, в ночном воздухе от них поднимался легкий пар. Гаруспик сделал знак слуге, и тот опустил факел ниже. Он умело рассмотрел петли и распределение жилок на кишках. Его пальцы вытащили теплую вздрагивающую печень и столь же внимательно он рассмотрел ее доли. Затем предсказатель встал, вытер окровавленные руки об одежду и кивнул командиру. Тот, в свою очередь, сделал знак чиновнику, ответственному за финансы. Гаруспику полагалось вознаграждение. Все происходило так, как и должно быть. На востоке в небе постепенно занималась заря. Заревели трубы. Часть за частью огромная вооруженная масса покатилась навстречу своей судьбе.
Искусство предсказания будущего по внутренностям и печени принесенного в жертву животного - гарусписия и гепатоскопия - были известны еще задолго до основания Рима. Этому искусству римляне научились от этрусков, чья исчезнувшая цивилизация существовала между рекой Тибр и Альпами, защищавшими их цветущие города от варварской Европы. Возможно, знание этрусков было подарком их давно скрывшихся во мраке и забытых богов; возможно, что оно пришло к ним из Месопотамии, где возникла первая цивилизация. В Вавилоне, окруженном многочисленными башнями, великие мудрецы использовали вылепленную из глины модель печени, чтобы научить секретам предсказания своих помощников.
Слово "пророчество" отражает происхождение знаний предсказателей от самих богов, управляющих всем на свете. И теми, кто обладает талантом и способны учиться, это знание может быть обнаружено буквально во всех вещах. Древние были убеждены, что природа едина и ничто не происходит случайно. На самом деле нет никаких причин, что все - прошлое, настоящее и будущее - связано в единое целое. И изучая малую частицу этого целого, можно постичь всю великую сложность мира. Гарусписия всего лишь один из способов предсказания. Тот, кто внимательно наблюдает за кольцами дыма, поднимающимися над костром, или за рисунком, который образует в воде расплавленный воск, или за движением : звезд по небосводу, или за полетом птиц, может всюду найти знаки и предзнаменования. Боги великодушно предоставляют множество ключей.
Однако редко кому удается понять значение этих знаков. Методы для этого весьма многочисленны и непосвященным могут показаться очень странными. Даже имена образуют молитву, обладающую скрытым смыслом. Те, кто занимается гидромантией, бросают камешки в бассейн и предсказывают будущее по к кругам, которые образуются на воде. Электромантия требует от своих приверженцев, чтобы они изучали движения белого петушка, когда он склевывает зерна из магического круга, начерченного на земле. Те, кто хорошо владеет искусством амниономантии, могут предсказывать будущее по "сорочке" новорожденного; провидцы, разбирающиеся в искусстве гелоскопии, очень многое могут узнать из высоты и ритма человеческого смеха.
Те, кто занимаются хиромантией - чтением по руке - раскрывают книгу судьбы, интерпретируя линии, завитки и бугорки человеческой ладони. Для хироманта эти данные представляют информацию о прошлом человека, настоящем и будущем, написанную на языке, который посвященные изучают по всему миру в течение тысячелетий. Астрагаломанты занимаются бросанием самых разных предметов - бабок, палочек, камешков, игральных костей. Будучи перемешаны и выброшены на землю, они образуют случайный с виду узор, интерпретируя который можно узнать волю богов.
Но боги могут сообщить свою волю и с помощью человека, которого выбирают своим глашатаем. По всему миру пилигримы разыскивали священные места, где скрывались избранные божествами оракулы. Самым известным был дельфийский оракул в Греции, считавшейся центром мира. Много лет назад здесь был построен храм над вулканической трещиной в скале. Жрица, которую звали Пифией по имени легендарного змея, охранявшего святыню, садилась на треножник возле дымящейся трещины и давала волю своим видениям. Святость места, а также лавровые листья, которые она жевала, и подземные пары, которые она вдыхала,- все это способствовало тому, что она впадала в транс. Первоначально Пифии непосредственно отвечали на задаваемые им вопросы, но затем сложилась традиция, согласно которой жрецы-посредники, получившие вопрос, прислушивались к неразборчивому бормотанию оракула и готовили ответ на заданный вопрос, зачастую в письменной форме и в стихах.
Позднее жрецы часто стали сами интерпретировать предсказания так, как им было выгодно, что зачастую приводило к неблагоприятным последствиям для спрашивающего. Даже если они честно выполняли свои обязанности, их высказывания все равно оставались туманными.
Например, перед войной с персами греческие военачальники обратились за помощью к дельфийскому оракулу, чтобы узнать свои шансы на победу. В ответ они получили следующий куплет: "Время сева и сбора урожая, отцы оплакивают тысячи тех, кто сражался у Саламина и погиб". Накануне войны было сделано и такое предсказание: "Вы пойдете вы верне тесь никогда вы погибнете в этой войне". И каждый волен был расставлять знаки препинания и толковать эту запутанную фразу по своему усмотрению. Несмотря на это, оракулы, а особенно дельфийский оракул, пользовались большим уважением и служили эпицентрами всех греческих политических неурядиц. Когда знатные горожане отправлялись в Дельфы, чтобы пообщаться с богами хотя бы посредством запутанных и ненадежных предсказаний впавшей в священный транс жрицы, они оставляли свою гордость дома, и даже если совет приносил им мало пользы, на этом опыте они учились покорности.
Многие прорицатели считали, что намерения богов могут стать известны людям. С приходом ночи приходил сон, а со сном приходили сновидения. Искусство онейромантии - толкования снов - было древним уже в те времена, когда в Египте правили фараоны. Иероглифы на крошащемся папирусе, написанные толкователями снов времен египетского Среднего царства, устанавливали основные правила для изучавших эту науку. "Если человек видит во сне змею, то это хорошо. Это означает изобилие пищи". Но "если человек видит во сне свою горящую постель, это плохо. Это значит, что его жена будет изнасилована".
Многие толкователи снов были убеждены, что полезность или содержательность сновидений может быть преднамеренно усилена, если спящий проведет ночь в соответствующем месте. Греки, посещавшие дельфийского оракула, часто надеялись, что получат послание во время сна. Культ Асклепия, древнегреческого бога врачевания, был основан на прямых сновидениях - инкубации. Питавшие надежду больные отправлялись в Эпидавр, где находился храм бога врачевания Асклепия, в надежде, что если они переночуют в общей спальне храма, бог явится во сне и излечит их.
Греки различали два вида сновидений: фантастические - обманные сновидения, насылавшиеся на человека по капризу богов, и сновидения, которые служили как бы источником истины. Говорили, что существует двое ворот, ведущих из мира теней к уму спящего: ворота из слоновой кости, которые открывают путь только химерам, и ворота из рога, через которые проходят точные подобия событий, которые должны произойти. Именно через вторые ворота пришло видение к Пенелопе, жене Одиссея, предводителя греческих войск в войне с Троей. За время долгого отсутствия мужа ее буквально осаждали толпы соискателей, которые требовали, чтобы она вышла за кого-нибудь из них замуж.
Они настаивали, что она стала вдовой, так как уже много лет не получала ни единой весточки от своего повелителя. Они ежедневно навещали ее, напивались ее вином и объедались богатыми яствами, выставлять которые от нее требовали законы гостеприимства. Расположившись как у себя дома, они льстили ей, губы их были влажными от нескрываемого вожделения, их глаза скользили по драгоценным камням на ее груди и тучным стадам на ее лугах.
Однажды их пир прервал чужестранец. Он был одет так же бедно, как каждый нищий, но его осанка и манеры выдавали высокое происхождение. Гость утверждал, что он старый знакомый Одиссея, принц с острова Крит, который подружился с героем и предоставил ему приют во время странствий. Сейчас он сам стал странником и хотя не имеет ни малейшего понятия, где сейчас Одиссей, но заверяет Пенелопу, что ее муж жив и здоров. Согретая этими заверениями, Пенелопа попросила гостей объяснить ее сон, приснившийся накануне и весьма ее взволновавший. Она гнала стадо в двадцать гусей, больше для собственного удовольствия, чем для того, чтобы отправить их на кухню. Но в ее сне на них напал гигантский орел и убил всех. Оставив добычу на земле, он взлетел на конек крыши и обратился к ней, заговорив человеческим языком. Гуси, сказал орел, были ее мнимыми любовниками, а орел - самим явившимся инкогнито Одиссеем, вернувшимся, чтобы потребовать свое.
"Здесь же нет ничего неясного,- сказал чужестранец. - То, что обещал орел, обязательно сбудется". Пенелопа напомнила гостю, что боги часто посылают ложные сновидения через ворота из слоновой кости. Только позже, когда оборванный гость перебил всех соперников и открылся, что он и есть ее долгожданный супруг, она согласилась, что предсказание пришло к ней через ворота правды. .Мудрецы считали, что сновидения лучше всего толковать в противоположном их явному смыслу значении. Так предписывало старинное индийское руководство по толкованию снов. Ночные кошмары, в которых человек лишался ног или половых органов, означали появление большого богатства, и, напротив, сновидения, в которых спящий играл с цветком лотоса, предвещали ампутацию руки или ноги в реальной жизни. Мужчина, которому снилось, что он был закован в железные цепи, мог быть уверен, что он женится на девственнице. Авторы трактата также отмечали, что сны, которые появляются в начале ночи, сбываются последними, тогда как те сновидения, которые снятся перед самым восходом солнца, начинают сбываться еще тогда, когда спящий их видит.
Обитатели царства мертвых, поощряемые богами оракулы, сновидения - все они повествовали о своих тайнах. Но с Востока во времена войн и крестовых походов пришла еще одна группа посланников, которые многое могли сказать, но хранили молчание. Этими посланниками, могущественными в своем всеведении и ужасными в своей замкнутости, были фигурки на ярко разрисованных картах: символы Таро.
Независимо от того, происходило дело в доме известного мага и волшебника или в убогой хижине обычного цыгана, чтение карт Таро превращалось в торжественную церемонию. После того как карты извлекались из шелкового футляра, предназначенного охранять их силу, колоду тасовал человек, задающий вопрос. Под руководством посвященного он вытаскивал из колоды определенные карты и раскладывал их в предписываемом ритуалом порядке, а затем толкователь карт Таро объяснял получившуюся картину, следуя выверенной годами системе.
Всего в большинстве колод было cемьдесят восемь карт. Минор аркана (колода минимальной тайны) содержал пятьдесят шесть карт, разделенных на четыре таинственные масти, которые назывались Палочки, Чаши, Мечи и Монеты. Но настоящей силой обладал мажор аркана, колода, содержавшая по двадцать две карты в каждой масти, отличавшихся уникальным рисунком. Каждая из них обладала определенным значением. Дурак, Волшебник, Башня, Повешенный, Колесница - даже их названия поднимали рябь в пруду тайны. Прочитанные обладающим соответствующими знаниями предсказателем, карты Таро открывали новый путь к пониманию и предсказанию.
Например, Повешенный - карта, на которой был изображен молодой человек, свисавший вниз головой с виселицы, причем ноги его были перекрещены, а на окруженных ореолом чертах лица читалась спокойная мудрость, которая могла являться символом самопожертвования. Однако человек с чутким разумом мог, изучая символику карт, увидеть их более глубокое значение, раскрывающееся, как цветок на заре. Виселица была Деревом Жизни, узел, которым привязан повешенный, означал Веру, само повешение откликалось эхом в языческих временах. Разве Один, бог мрачного севера, не висел повешенным на дереве девять дней, пока ему не открылись тайны рунических надписей? И что означает сам акт подвешивания между небом и землей? Для посвященных существовало бесконечное множество оттенков, в известной мере в результате того, что многие из них непрерывно совершенствовались, долгие часы находясь в состоянии, близком к трансу, и стараясь проникнуть в смысл каждого символа.
Французский чародей Элифас Аеви считал карты Таро нечто большим, чем средством, помогающим в предсказаниях. В их замысловатом рисунке он видел "универсальный ключ ко всем магическим действиям", с помощью которого мог "открыть гробницы древнего мира, заставить говорить мертвых, созерцать памятники прошлого во всем их великолепии, понять загадки каждого сфинкса и проникнуть во все святилища". В двадцати двух картах мажор арканы (колоды самой большой тайны) он усматривал тесную связь с двадцатью двумя буквами иврита, древнееврейского языка, в четырех мастях минор арканы он видел не только четыре стихии, но также и четыре буквы иудейского Тетраграмматона: одно истинное имя одного истинного Бога, которое никогда не должно произноситься.
Опытные предсказатели судьбы наряду с картами Таро могли использовать и вещий потенциал обычных игральных карт. Системы, которые они использовали в разных странах и в раз ные века, отличались друг от друга, но все они пользовались стандартной колодой для предсказаний и анализа характера человека. Предполагалось, что четыре масти управляют различными человеческими типами и темпераментами. Черви были признаком светлокожего, влюбчивого и благородного по рождению человека, трефы характеризовали темнокожих людей со склонностью к тяжелой работе и выгодным сделкам, бубны управляли жизнью мягких и мелочных людей, а пики определяли жизнь должностных лиц, управлявших государствами и командовавших армиями.
Каждая карта имела свой собственный смысл. Например, четверка бубен предсказывала получение наследства, девятка той же масти означала потерю. Однако это не означало, что число, которое было благоприятным в одной масти, будет счастливым и в другой. В червях девятка означала исполнение желания, тогда как в пиках она предсказывала прежде всего страдания. Значения, придаваемые этим знакам, имели более глубокие основания - однако искаженные или испорченные - в совершенно другой области секретных искусств, вероятно, в самой чистой из них, и уж безусловно дальше всех продвинувшейся,- в нумерологии, или науке о числах.